- Фландес
- , Хуан де (Flandes, Juan de) Известен в Испании с 1495, ум. в 1519 в Паленсии. Испанский живописец фламандского происхождения, на что указывает его прозвище — Фландес. Возможно, получил образование в Генте и Брюсселе, где оказался творчески близок к Герарду Давиду. Испытал влияние итальянского Возрождения, но в Италии, вероятно, не был. Фландес — один из первых представителей "испано-фламандской живописи", которая сложилась в придворных кругах Испании на рубеже XV—XVI столетий и получила непосредственное покровительство королевы Изабеллы Кастильской. В 1498 Фландес стал ее придворным художником; работал в Паленсии, Саламанке. Для капеллы королевы он создал серию из 47 небольших картин на дереве, посвященных Христу и Деве Марии (Алтарь Изабеллы Католической). После смерти королевы в 1504 эти картины были распроданы и ныне, лишь частично сохранившиеся, находятся в разных собраниях. Мастер безупречного рисунка и изысканного колорита, Фландес тяготел к созерцательным, спокойным лирическим изображениям и в ранних произведениях приближался к приемам миниатюры. Работа в Испании над картинами для церковных алтарей (главный алтарь собора, 1506, Паленсия; Алтарь архангела Михаила, 1508, Саламанка, Музей Нового собора; алтарь для церкви Сан Ласаро, Паленсия; картины Воскрешение Лазаря; Вознесение Девы Марии, обе — Мадрид, Прадо) обогатила его композиции пластичностью, звучностью красок, драматизмом ситуаций, выразительностью характеров и лиц иберийского типа. Подчас, как в Поклонении волхвов (ок. 1510, Вашингтон, Нац. галерея искусства), в облике темноглазой Девы Марии в тяжелом, согласно испанской моде, черном платье угадываются реальные черты. Но в Испании Фландес остался живописцем гармоничного склада, умело строившим свои многофигурные сцены на фоне гористых пейзажей и условной архитектуры с ренессансными мотивами. Фламандская традиция сказывалась в тщательной передаче разнообразных деталей и предметов: тканей, одежды, вышивок, драгоценностей, оружия. Кисти Фландеса приписывают портреты инфанты Хуаны Безумной и ее супруга Филиппа Красивого, созданные в 1496, в год их свадьбы (Вена, Музей истории искусства), и прелестный погрудный портрет юной испанской принцессы в Музее Тиссен-Борнемиса в Мадриде, возможно, Каталины Арагонской. Роза в ее руке — эмблема Тюдоров — символизирует, по-видимому, ее помолвку с Артуром, принцем Уэльским. Исторически интересен приписываемый Фландесу портрет стареющей королевы Изабеллы (Мадрид, Королевская академия истории), самое достоверное среди многочисленных, как правило, идеализированных ее изображений.Лит.: Bermejo E. Juan de Flandes. 1962.Т. Каптерева
Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. Редактор Л. П. Анурова. 2006.